среда, 17 сентября 2014 г.

Современная российская парфюмерная история: часть 6 - Питер FM.




Читать  часть 1
                часть 2
                часть 3
                часть 4
                часть 5

История появления парфюмерной сети Рив Гош берет начало в 1995 году, когда совладельцы сети питерских фотомагазинов Яркий Мир супружеская пара Павел и Лариса Карабань решили заняться оптовой торговлей парфюмерно-косметической продукцией. В этом же году созданная ими фирма  Парфюм Стандарт начала свою деятельность, выбрав в качестве отправной точки продукцию компании Procter & Gamble, предлагавшей тогда такие известные марки Hugo Boss и Laura Biagiotti, а также демократичную косметику Max Factor. Именно с подписания дистрибьюторского контракта, дававшего право на распространение вышеупомянутых брендов на территории Северо-Западного региона России, а также с открытия в С.Петербурге первого магазина и началось становление одной из самых крупных российских парфюмерных сетей.  
Название Рив Гош - Rive Gauche было взято из французского языка и переводится как левый берег - именно на этом берегу Сены располагались заведения и клубы, где любила тусоваться парижская богема. Кроме того, так назывался женский аромат фирмы Yves Saint Laurent, дистрибьютором которой через некоторое время стал Парфюм Стандарт.

Оптовое направление компании развивалось достаточно быстрыми темпами, и вскоре в портфеле появились такие бренды как Trussardi, Fendi, Krizia, которые, правда, не могли соперничать по популярности с проктеровским ассортиментом, дававшим львиную долю оборота. Однако, одной итальянской марке было все же суждено задержаться - ею стал косметический бренд Pupa, чья яркая упаковка была известна российскому потребителю еще с доперестроечных времен. Pupa выделялась среди конкурентов броским и ярким оформлением, что вкупе с хорошим качеством обеспечивало прекрасные продажи на бурно  развивающемся российском рынке.

Надо сказать, что Парфюм Стандарт очень грамотно подходил к формированию портфеля дистрибутируемых марок, пытаясь охватить по максимуму покупательскую аудиторию. ак раз по этой причине к Pupa был добавлен ее прямой конкурент - французская косметическая  марка Bourjois, работающая в аналогичном ценовом сегменте. Таким образом, имея в обойме три дополняющих друг друга демократичных косметических бренда питерцы становился очень сильным игроком на оптовом рынке и могли генерировать значительные объемы продаж. Впоследствии, позиции компании были усилены собственным косметическим брендом Ева, продажи которого обеспечивали уже двойную маржу. Его ассортимент и цветовая гамма были сформированы с использованием накопленного опыта продаж по Pupa, Bourjois и Max Factor, что довольно сильно упростило запуск и снизило затраты на него.

Что касается парфюмерных марок, дистрибьюцией которых занимался Парфюм Стандарт, то их количество неуклонно росло. Вскоре ассортимент оптового подразделения пополнился брендом Lacoste, чье чудесное возрождение произошло благодаря деньгам все того же P&G, а также французскими Yves Saint Laurent и Van Cleef & Arpels. Удачной находкой стал и молодой бренд Masaki Matsushima, выстреливший своим первым ароматом и ставший даже на какое-то время хитом продаж в России.

Основатели фирмы прекрасно понимали, что для сохранения прочных позций на рынке, разделения рисков и генерирования объемов столь нужного для бизнеса наличного оборота, необходимо было развивать свою розничную сеть, поэтому увеличение числа собственных магазинов в какой-то момент стало приоритетной задачей. И хотя торговые точки располагались пока исключительно в родном городе, Рив Гоши постепенно становились достаточно серьезной силой, особенно, если принять во внимание патриотизм питерских потребителей. Это, кстати, было не последним фактором выживания и развития сети, которая спустя какое-то время все же решила двинуться в регионы. История умалчивает было ли это продиктовано амбициями владельцев, либо глубоким пониманием того, что продать федеральную сеть будет проще и дороже, нежели региональную.

Первые Рив Гоши за пределами Питера были открыты в Краснодаре и Екатеринбурге. Они имели небольшую площадь, но учитывая центральное месторасположение и хороший сервис быстро завоевали лояльную клиентуру. Это было время, когда с точки зрения обслуживания и ассортимента магазины четы Карабань представляли собой близкий к идеалу вариант для взыскательных покупателей. Правда, впоследствии, эти качества будут принесены в жертву количественному росту сети, что приведет к достаточно серьезному падению квалификации персонала и размыванию ассортимента, а флаконы Chanel будут стоять рядом с дешевой помадой. Но это будет потом.

Вполне логично, что после успешного запуска магазинов в регионах компания решила начать покорение столицы. Первый магазин был открыт на Чистых Прудах, однако, москвичи приняли северных варягов достаточно прохладно, в результате чего просуществовал он не очень долго. Модель, без сбоев работавшая в провинции, не смогла прижиться в столице, где тогда номером один в парфюмерном ритейле был Арбат Престиж. Следующая попытка состоялась только через несколько лет, в 2008 году, после того, как годом раньше 75% акций компании были проданы известному бизнесмену Олегу Бойко, который искал применение своим деньгам, высвободившимся после фактического запрета игорного бизнеса в России. К тому времени число Рив Гошей в России приблизилось к сотне, половина из которых приходилась на родной Санкт Петербург.

В июне 2008 года вице-президентом сети Рив Гош стала француженка Корин Жак, занимавшая с 1998 по 2005 должность генерального директора компании Seldico, которая являлась эксклюзивным дистрибьютором парфюмерных марок Dior, Givenchy, Guerlain, Kenzo и Lalique на российском рынке. Привлечение управленца такого уровня, имеющего серьезный опыт в парфюмерном бизнесе было, безусловно, необходимым шагом, ведь Бойко явно был нацелен на очень динамичное развитие сети. В 2009 году сеть Рив Гош уже насчитывала пять магазинов в Москве, а через 5 лет, в 2014 их станет 35.

Необходимо отметить, что последовавший за этим интенсивный рост числа торговых точек негативно сказался не только на общем уровне обслуживания в  Рив Гошах, но и качестве ассортимента. Времена, когда розничное подразделение холдинга Парфюм Стандарт представляло собой вылизанные до блеска небольшие уютные магазины канули в лету, на смену им пришли большие залы с кучей разношерстного товара, а целевая аудитория сместилась в более демократичный сегмент, постоянно требующий больших скидок и обязательного наличия не очень дорогой продукции.  Рив Гоши превратились в парфюмерные супермаркеты, где главным фактором является проходимость и товарооборот. Впрочем, удивительного в этом ничего не было, ведь мозг прагматика Олег Бойко оперировал исключительно цифрами, достижение которых дадут возможность перепродать выгодно свою долю, и неважно, как это будет достигнуто. Ничего личного, только бизнес.

Идеология прикованного к больничному креслу, но не потерявшего остроты ума Бойко давала свои плоды. В 2010 году подконтрольная ему и супругам Карабань компания Rustiset, приобрела все 32 российских магазина сети Douglas Rivoli, получив при этом право в течение трех лет развивать магазины под старым названием. Предположительная сумма сделки составила порядка 60 млн евро. 

В августе 2012 Бойко, как и можно было предположить, продал большую часть принадлежащих ему акций бывшим владельцам сети гипермаркетов Лента Дмитрию Косыгину и Августу Мейеру, оставив себе миноритарный пакет в 24%. К 2014 году магазины Рив Гош можно было встретить уже более, чем в 70-ти городах России, их число перевалило за 200, а основательница сети - Лариса Карабань вошла в список 30-ти самых богатых женщин нашей страны. 

Продолжение следует.

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Это мультибркндовые сети. А Л'Окситан и Ив Роше?

aromacasa комментирует...

У меня не было цели рассказать об иностранных парфюмерно-косметических брендах, это истории о становлении российских торговых сетей.