понедельник, 15 июля 2013 г.

Современные шипры, или Игра по новым правилам.


Я уже писал однажды про шипровые ароматы, но сегодня мне бы хотелось немного развить эту красивую и всегда востребованную, особенно в сегменте нишевой парфюмерии тему. В предыдущей статье было рассказано о классификации семейств шипровых ароматов, и что вообще представляет из себя шипровый аромат как ароматическая структура. На самом деле, этот ольфакторный раздел настолько же велик, насколько и интересен, поэтому уверен, что очередной пост, посвященный шипрам, будет также востребован.

Развитие парфюмерной мысли не стоит на месте, благодаря чему мы периодически становимся свидетелями каких-нибудь интересных событий или трендов. Появление в конце прошлого века такого направления , как нишевая, или селективная парфюмерия вдохнуло новый импульс и небезосновательно подарило надежду на бурный расцвет новых идей, а, следовательно,  и выход интересных ароматов. Вместе с тем, ограничения регулирующих организаций на содержание в парфюмерии  ряда ароматических  компонентов достаточно сильно ограничило парфюмеров в реализации некоторых композиционных образов. Это заставило искать новые пути и подходы, что, в частности,  привело к появлению абсолютно нового класса ароматов, именуемого в парфюмерной тусовке современными шипрами.

Классические шипры, традиционно популярные в Старом Свете, отличает безупречная элегантность, с налетом консерватизма и будуарности, что делает их символом европейской ароматической культуры и эталоном  правильного, аристократичного парфюмерного произношения. Напомню, что тремя краеугольными составляющими настоящих шипров являются бергамот, дубовый мох и лабданум. Однако, по иронии судьбы именно эти ингредиенты подверглись серьезной критике регулирующих инстанций на предмет аллергенности и потенциальной канцерогенности, что заставило производителей резко снизить, а то и совсем исключить их содержание в большом количестве ароматов. В результате, часть из них была полностью снята с производства, а оставшиеся были, с позволения сказать, кастрированы до допустимых пределов. Сей факт изменил звучание многих ароматов настолько, что сравнение с первоначальными версиями могло справедливо поставить вопрос о подлинности.

Природа, как известно, не терпит пустоты, поэтому возникшая ситуация начала постепенно искать выход в наиболее благоприятном направлении, которое можно охарактеризовать фразой "и овцы целы, и волки сыты". Принудительное изменение формул старых и новых ароматов вылилось в появление нового подхода, постепенно переросшего в настоящий тренд, захвативший сердца и души многих потребителей, а значит, к превеликой радости производителей, денежный ручеек не уменьшился в своей ширине, а, скорее наоборот, стал увеличиваться за счет неожиданного предложения. Так наступила эра современных шипров.

Первым вестником смены караула принято считать мегахит Narciso Rodriguez for her, появившийся в 2003 году, хотя я все же склонен отнести эту дату на пару лет назад и вспомнить не меньшую сенсацию - Chanel Coco Mademoiselle, которую формально шипром, даже современным, считать не принято. Тем не менее, мое личное мнение на этот счет вкупе с ощущениями говорят о том, что именно в Coco Mademoiselle начали проступать те черты, которые впоследствии определят облик фактически нового парфюмерного семейства.

Итак, что же такое современные шипры, и что отличает их от своих предшественников и прародителей? Начнем с того, что бергамот, который был признан повинным в появлении под воздействием солнечных лучей на коже пигментных пятен, стал активно заменяться или разбавляться другими цитрусовыми - мандарином, лимоном и грейпфрутом, а в некоторых случаях свежесть стали реализовывать через цветочные составляющие, такие как нероли или апельсиновый цвет. Это, по всей вероятности, стало причиной возникновения принципиально нового тренда, поскольку такая замена совершенно логически привела к связке с рядом фруктовых нот типа личи или мангостина, а в ряде случаев и ягодных - примером тому могут быть достаточно удачные Miss Dior Cherie и менее известный в широких кругах, но даже более интересный Badgley Mishka.

Дубовому мху и лабдануму также подыскали замену, об адекватности которой можно спорить, но умалять достоинства ветивера и пачули вряд ли имеет смысл. Я с большой любовью отношусь к этим роскошным составляющим, но они, все же, были не в состоянии передать винтажную прозрачность старых шипров, что кардинально изменило весь характер этого направления. Современные релизы лишились холодной шипровой, словно выточенной из мрамора красоты, сменив ее на теплый взгляд с сеточкой лукавых морщин вокруг улыбающихся глаз. Достаточно попробовать американскую японку Keiko Mecheri Ume или вспомнить согревающую теплоту PG 08, и вы поймете, что я имею ввиду.

Еще одной составляющей современных шипров, о которой необходимо упомянуть является шафран. Именно его звучание, как мне кажется, наиболее близко к шипрам старой формации, хотя говорить о 100% совпадении все же не стоит. Тем не менее, имея перед глазами роскошный и оглушительный Agent Provocateur, рафинированный и элегантный Odori Zafferano и горьковатый Caron Secret Oud, можно констатировать, что этот эксперимент удался на славу.

В общем и целом стоит признать , что начало 21 века ознаменовалось настоящей и свершившейся революцией, в результате которой самое элитарное парфюмерное семейство претерпело серьезные изменения. Конечно, нельзя говорить, что классические шипры вымерли как это, в свое время, случилось с динозаврами, поскольку формально их производство все еще возможно в первозданном виде, но уже в формате bespoke. Однако, для массового покупателя знакомство с настоящей шипровой классикой становится несколько более сложной задачей. 

Здесь опять же необходимо сделать лирическое отступление. Дело в том, что ряд ароматов из шипрового спектра производится сегодня с учетом старых рецептов и правил, и единственным отличием для них является пониженная концентрация компонентов, попавших под регулирование IFRA. Иными словами, эти ароматы по-прежнему звучат как настоящие классические шипры, но в меньшей степени звонко, сочно и горько. Это, безусловно, серьезное отличие, но оно, все же, попадает под определение эволюционного, нежели революционного. Аналогичную ситуацию можно наблюдать во многих отраслях, например, в музыкальной, когда компакт-диски вытеснили винил, а цифровая фотография - пленочную. И в том и в другом случае можно найти отличия, причем не всегда в пользу новых технологий, и это, вне всяких сомнений, повод для сожаления, но это необратимый процесс, и с этим необходимо мириться. 

 С другой стороны, как мы можем видеть, изменение в регламенте производства дало импульс и почву для создания абсолютно новых и порой весьма интересных композиций, что можно расценивать как прогресс. Прекрасно, что ароматический мир обогатился новым форматом, который предлагает нам совершенно неизвестные до этого интересные ощущения.

4 комментария:

Elenakrasota комментирует...

Евгений, а что Вы думаете на счет EL Knowing? Очень бы хотелось узнать Ваше мнение.

aromacasa комментирует...

Knowing когда-то был замечательным ароматом - очень узнаваемым и завораживающим. Современную, явно реформулированную версию не пробовал.

Juliana комментирует...

А как Вам CD Miss Dior 2003?

aromacasa комментирует...

Juliana, а что Вы подразумеваете под Miss Dior 2003? Официально такого релиза не было. Если речь идет о классическом Miss Dior 1947 года в новой упаковке, то мне, к сожалению, не довелось пробовать первоначальную версию, а значит и сравнивать не с чем. Если говорить абстрактно, но это прекрасный классический зеленый шипр.